Когда выгодно приобретать авто?

Автомобильная промышленность в последние месяцы находится в центре внимания: продление "новогодних и рождественских каникул" в связи со спадом объемов реализации и затовариванием складов, решение властей увеличить пошлины на ввозимые в страну подержанные автомобили, иностранного производства. TatCenter.ru выяснял, когда в 2009 году выгодно приобрести автомобиль.

В нынешнем году многие автопроизводители объявили о повышении цен на свою продукцию. На модели "Audi" прибавка пока составила 4,5% – сказались новые таможенные пошлины. Аналогичное повышение цен на автомобили, произведенные с 1 февраля 2009 года, планирует осуществить и компания "Ford". В основном эта мера распространится на легковые автомобили, но частично коснется внедорожников и коммерческих транспортных средств. На модели "Focus" и "Mondeo" российской сборки увеличение цен составит 2%, на импортируемые легковые автомобили – 6,1%, на модель "Escape" – 8,2%, на "Transit" – 12,2%. Отечественные "Лады" с 26 января тоже ударили по кошельку примерно на 2,5% сильнее, чем ранее.

Поэтому теперь главное – решить, когда приобретать автомобиль: сейчас, пока доллар не пошел дальше вверх и есть возможность успеть приобрести машины, оставшиеся на складе, или через пару месяцев, когда из-за снижения объемов спроса производители, быть может, скинут немного цены, хотя на данный момент они единогласно заявляют обратное. В общем, выбор как всегда за покупателем. Мы же в свою очередь попробуем разобраться, на что потенциальные покупатели могут рассчитывать в ближайшее время.

Во-первых, скидки. Ряд автосалонов, расположенных в Татарстане, продолжают сезон распродаж и праздничных акций.

Например, в зависимости от марки и модели автомобиля скидка в "ТрансТехСервис" составит от 15 до 200 тыс. рублей. Акции действуют до конца января ("Toyota"), середины февраля ("Chevrolet"), конца февраля ("Hyundai", "KIA", "Daewoo") и конца марта ("Ford"). На достаточно большое число марок автомобилей распространяются специальные предложения (до 250 тыс. рублей) в "АКОСе". До 15 февраля получить подарок (до 80 тыс. рублей) можно в автосалоне "АВТОМИР Казань". В "Барс Авто" обещают, что у них в настоящее время можно приобрести автомобили "Chevrolet" и "Opel" по прошлогодним ценам, а в "АЦ Казань" всем покупателям "Audi" дарят уикэнд на горнолыжном курорте.

Во-вторых, автокредиты. В нынешних условиях не приходится надеяться на ссуды-пятиминутки и сверхгуманные условия, так популярные еще полгода назад. На данный момент средняя ставка находится на уровне 18% годовых (без учета комиссий).

Так, по программе "Максимум" от "АК БАРС" Банка процентная ставка варьируется от 18,5% до 20,9% по рублевым и от 17,5% до 19,9% по валютным кредитам. Процент в каждом конкретном случае зависит от размера первоначального взноса, срока кредитования, того, является ли автомобиль новым или подержанным. По программе "Профи" (грузовой транспорт и спецтехника) в том же банке ставка будет выше еще на 1%; по программе "Любимый" она, напротив, снизится (от 11,9%), но здесь заемщику придется выплачивать большее комиссионное вознаграждение.

В "Татфондбанке" ставка по автокредиту составляет 21%, в "АКИБАНКЕ" – 22%. Причем если в первом максимальный срок кредитования составляет 5 лет, то во втором – только 3. "Сбербанк" обещает дать кредит на приобретение "железного коня" по ставке от 11,5% до 14,5% в рублях. При этом для Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга ставка будет ниже – 11-13,5%. В "ЛОКО-Банке", в зависимости от выбранной программы и других параметров, автокредит заемщику обойдется в 17,5-22% годовых.

В "Энергобанке" при возможности получить кредит на сумму до 80% от стоимости приобретаемого автомобиля (во многих банках потолок – 70%) ставка составит от 10% ("Универсал-Авто") до 15,9% ("Эконом-Авто"). В банке "БТА-Казань" ставка в среднем равна 14%. В случае же, если вы планируете использовать автомобиль в коммерческих целях, она вырастает до 23% для заемщика, который не подтвердит свой доход. Любопытно, что в этом банке, по данным его официального сайта, все еще можно получить кредит без первоначального взноса, тогда как многие коллеги "БТА" прекратили в связи с кризисом такую практику.

В целом же стоит отметить, что сейчас кредитная политика банков может быть охарактеризована как выжидательная. Тенденцией становится перераспределение рынка автокредитования в пользу игроков, сохранивших данную услугу в своей продуктовой линейке. Сравнительными преимуществами подобных кредитов остаются относительно небольшие размеры ссуд, кратко- и среднесрочный период отвлечения средств от кредитной организации и комиссионные вознаграждения. Последние, кстати, в течение последних месяца-двух все больше ударяют по карманам заемщиков. Популярность в текущей ситуации, особенно при сокращении доходов заемщика или резком увеличении процентных ставок по уже выданным кредитам, могут приобрести программы рефинансирования.

В общем, из-за общеэкономической неопределенности количество желающих приобрести авто, а тем более в кредит, стало заметно меньше. Правда, на итогах 2008 года это отразилось несильно, так как 70% объема автокредитов 2007 года было выдано за первые 6 месяцев года прошлого. Продажи иностранных автомобилей в 2008 году, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли на 26% (в 2007 году рост составил 61%, в 2006 году – 65%). "АвтоВАЗ" же, напротив, в прошлом году сократил объем реализации на 6% – до 622 тыс. штук. Что касается прогнозов на этот год, то эксперты АЕБ ожидают снижения объемов рынка российских и иностранных автомобилей в России на 19%.

Кроме того, вероятно, произойдет и снижение средней стоимости приобретаемых авто. По данным аналитического агентства "Автостат", в 2008 году она была равна $22 тыс., в 2007 году – $19,2 тыс., в 2006 – $16,55 тыс. Прогноз на 2009 год – $18 тыс.

Виктор Попутников, финансовый эксперт одной из казанских брокерских компаний:

- В целом наступивший год не обещает никаких позитивных сдвигов в сторону стабилизации ситуации на автомобильном рынке, а также на сопутствующем ему рынке автокредитования. В настоящий момент средние ставки по автокредиту находятся на уровне 21% годовых, если мы говорим о среднем арифметическом показателе процента всех банков, которые в настоящее время еще продолжают выдавать кредиты населению. Но есть все основания полагать, что это не максимальное значение ставки. Наш прогноз на 2009 год – 26-28%.

Конечно, государство будет участвовать в программе по частичной компенсации процентов, уплачиваемых заемщиком. Однако стоит отметить, что касаться данная программа будет только автомобилей стоимостью не выше 350 тыс. рублей, собранных на территории РФ. Относительно программ отсрочек могу сказать, что сейчас появилась практика создания в банках специализированных подразделений, ответственных за тех заемщиков, которые стали невольными жертвами нынешнего кризиса. Если человека сократили, уволили либо просто существенно уменьшился его личный доход на текущем месте работы, то совместно с банком составляется индивидуальных график погашения кредита.

Спрос на рынке легковых машин в этом году, скорее всего, переключится на сегмент недорогих автомобилей отечественных марок, автомобилей иностранных марок, собранных на территории РФ, и малолитражных иномарок. В целом же по итогам 2009 года будет серьезный спад продаж (до 50%). К тому же я не исключаю, что некоторые марки, пока еще не представленные официальными дилерами, просто будут вынуждены уйти с казанского рынка.

"Tatcenter.ru"