В Татарстане растет число жалоб на автосалоны, задерживающие выдачу ПТС


В последнее время защитники прав потребителей получают все больше жалоб на то, что при продаже машины салоны не сразу выдают паспорт технического средства (ПТС). На вопрос о ПТС менеджеры чаще всего переводят стрелки либо на завод-изготовитель, который, якобы, предоставит паспорт через определенное количество дней, либо на таможню. Однако на самом деле, по мнению специалистов, у многих автодилеров просто не хватает оборотных средств, они не в состоянии сразу оплатить всю полученную от поставщика на реализацию партию авто, в связи с чем не могут получить документы.

КУПИТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ЕЗДИТЬ

С начала года отдел по предотвращению нарушений на потребительском рынке Госалкогольинспекции РТ получил около 50 подобных жалоб. Специалисты службы не связывают это явление с мировым финансовым кризисом, хотя и отмечают, что подобные вопросы все чаще стали возникать еще в конце октября прошлого года. Проблемы с выдачей ПТС существуют не только в Казани, такое происходит по всей стране.

Нередко люди оплачивают полную стоимость своего автомобиля, а салон не исполняет условия договора по два-три месяца, а то и полгода.

Нарушение весьма серьезное: по закону автосалон вообще не имеет права передавать машину покупателю без ПТС. Такой автомобиль считается не полностью укомплектованным товаром. А значит, до тех пор, пока ПТС не передан покупателю, сделка не может считаться завершенной. Правда, некоторые предприимчивые граждане как-то умудряются забрать авто, но ездить на нем все равно не могут, потому что машина не зарегистрирована в ГИБДД. Так и стоит она дома на стоянке.

- Трудно сказать, на какие именно салоны поступает больше жалоб, - говорит и.о. начальника отдела по предупреждению нарушений на потребительском рынке Казанского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Ольга Мансурова . – Начиная с ноября к нам обращались клиенты "Сапсана", "ТрансТехСервиса", "Нур-авто", "Нур-сервиса", "Паруса", салонов "Диляра-Авто", "Апельсина", других компаний. Сказать, что на какой-то один салон жалоб было больше, а на другой меньше, нельзя.

КТО ВИНОВАТ?

Интересно, что на вопрос "Почему такое происходит?" и инспекторы, и сами дилеры отвечают практически в одном ключе.

- Каждый случай индивидуален, может не сработать любое звено на пути автомобиля от изготовителя к покупателю. Очевидно одно: договор купли-продажи считается вступившим в действие с момента передачи кассового чека. Раз клиент оплатил машину, ему обязаны предоставить укомплектованный товар, - рассказала "БИЗНЕС Online" Ольга Мансурова.

Начальник автосалона Hyundai ООО "ТрансТехСервис" Рустем Исхаков обрисовал схему действий недобросовестных дилеров более конкретно:

- У состоятельной компании задержек с ПТС, как правило, не бывает. А если у продавца дефицит свободных средств, он берет кредит. Естественно, после отгрузки товара не может выплатить поставщику сразу все деньги: нужно еще и проценты обслужить.

По словам Исхакова, для "ТрансТехСервис" подобные действия неприемлемы. Очень часто ПТС приходит даже раньше самого авто. В договоре, который получает клиент, проставляются гарантии: максимально допустимый срок ожидания ПТС – 3 рабочих дня. Как правило, за это время дилер успевает выполнить все свои обязательства.

- Продажи сейчас упали, у многих дилеров есть проблемы с обслуживанием кредитов, - делится наблюдениями с "БИЗНЕС Online" исполнительный директор салона "RRT -Казань" Станислав Кутузов. – Поэтому соблюдение сроков выдачи ПТС становится важным конкурентным преимуществом.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Однако в проблемах с ПТС виноват не только дилер. Как говорит Ольга Мансурова, зачастую сам покупатель ведет себя настолько беспечно , что невнимательно читает договор. А там, к примеру, может быть сказано: "Машина поставляется в течение 30 календарных дней". Но куда? Если только на склад, то до потребителя она может идти еще дней 70...

Многие уходят из магазина с одной только квитанцией об оплате, надеясь на честное слово продавца. Автосалон, естественно, составляет договор, но вручает его клиенту только через два месяца – в день выдачи машины. В таких случаях покупатель должен не подписывать договор, а подать в автосалон заявление, указав конкретно срок передачи авто. Если дилер не выполняет свои обязательства, покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи и получить обратно деньги. Совсем недавно один из казанских салонов был вынужден вернуть покупателю полтора миллиона рублей за несвоевременную выдачу ПТС.

"Бизнес онлайн"

08.05.2009