Акос: «Нам не известно ни одной компании, которой бы удалось реструктуризировать долг с ВТБ»

ГОСБАНК ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА ПОСЛЕ ВЫДАЧИ КРЕДИТА ПОТРЕБОВАЛ С КАЗАНСКОГО АВТОДИЛЕРА ДОСРОЧНО ВЕРНУТЬ 87 МЛН. РУБЛЕЙ


Падение продаж автомобилей в прошлом году на 50% вынудило многих игроков на авторынке Татарстана – в том числе лидеров - искать дополнительную поддержку в банках. Компания Акос, проблемы которой ранее не были заметны широкой публике, сейчас в полной мере испытывает давление кредитора в лице банка ВТБ, проявляющего крайнюю степень принципиальности. В Арбитражном суде РТ на днях прошло слушание дела по иску казанского филиала банка к компании Акос.


ЧЕТКАЯ ПОЗИЦИЯ

Еще один татарстанский автодилер отбивается от атак гиганта отечественной банковской индустрии. В марте 2009 (то есть в пик кризиса!) Акос взял в государственном банке ВТБ кредит в 70 млн. рублей под… 21,5% годовых. Под залог попало недвижимое имущество, принадлежащее компании. Как заявила в суде (заседание состоялось на минувшей неделе) представитель истца, с первого же месяца заемщик начал просрочку платежей по процентам. В результате спустя четыре месяца просрочки банком было принято решение о досрочном истребовании суммы кредита.

Однако требование выполнено не было, и ВТБ обратился в арбитраж. Кредитная организация требует взыскать в солидарном порядке 86,9 млн. рублей - с учетом процентов и неустойки.

Как стало известно газете "БИЗНЕС Online", ВТБ не единственный банк, кредитовавший Акос. С другими кредитными организациями, как утверждают в самой компании, достигнуты соглашения о реструктуризации. Представитель Акоса пояснил суду, что и в ВТБ было направлено предложение о встречи для нахождения компромисса. Но ответа пока не поступило. Между тем, на процессе представитель банка заявила, что ВТБ в этом вопросе занимает четкую позицию – требовать возврата кредита, поскольку Акос практически с самого начала не производил выплаты по нему.

Представитель ответчика адвокат Дмитрий Панов не стал отрицать факт неоплаты по кредиту. Отметил только влияние кризиса, высокий процент по кредиту – но договор есть договор – и репутацию компании, которая многие годы была добропорядочным плательщиком. А также высказал возражения по залоговому имуществу. "Банки занижают стоимость залогового имущества, это общеизвестный факт, - сказал Панов. – Мы считаем, что и стоимость наших зданий занижена, она нас категорически не устраивает. Необходимо провести независимую оценку". Иначе, высказал опасения адвокат, компания может утратить здания за бесценок.

В результате суд взял перерыв для выбора оценщика и проведения в дальнейшем экспертизы.

В НАДЕЖДЕ НА РОСТ

Ситуацию газете "БИЗНЕС Online" прокомментировал Александр Стариков, генеральный директор компании "АКОС":

- Перед кризисом те компании, которые проповедовали интенсивное развитие, вынуждены были прибегать к тем или иным формам заимствований. Главное было - не перейти допустимую грань в соотношении доходности и общей суммы задолженности. Мы считаем, что нам это удалось. Более того, в течение 2009 года удалось сократить кредитное бремя и сократить количество банков-кредиторов. Теперь с нами остались только несколько банков-партнеров, все татарстанские. Это Сбербанк Татарстан, Энергобанк, Спурт банк, БТА и КамКомБанк. Со всеми удалось договориться о реструктуризации нашей оставшейся задолженности. Условия конечно у всех разные, но, главное, что эти банки идут нам навстречу и понимают, что единственным способом возврата кредита в кризис является поддержка предприятия и помощь ему в увеличении им роста продаж и услуг. К тому же если заемщик обслуживает существующий кредит вовремя и в полном объеме.

У нас действительно есть задолженность перед банком ВТБ. Она естественно значительно перекрыта залогом недвижимости. Но, к сожалению, по отношению к должникам ВТБ занимает жесткую позицию. Нам не известно ни одной компании, которой бы удалось реструктуризировать долг с ВТБ. Но мы ищем пути решения этого вопроса.

У Компании АКОС есть уверенность, что "дно" кризиса пройдено и автопром начинает возрождаться уже в этом году. Продажи автомобилей начинают расти. Банки все больше и с большей охотой выдают розничные кредиты на приобретение автомобилей. Продажи автомобилей в кредит по многим брендам вернулись на докризисный уровень в процентом отношении. Растет и количество людей желающих приобрести автомобиль. И мы с уверенностью смотрим в завтрашний день. Несомненным подспорьем будут в 2010 году и государственные программы утилизации старых автомобилей и субсидирования кредитных ставок при покупке российского автомобиля в кредит. Спор с ВТБ затормозит, конечно, наше развитие в регионах, но никак не отразится на текущей деятельности компании в целом.

НЕПРИМИРИМЫЕ

Отметим, что ситуация с Акосом – не единственный случай, когда ВТБ занимает жесткую позицию по отношению к своему заемщику. Так, газета БИЗНЕС Online уже рассказывала об аналогичной ситуации, в которой оказался другой известный в РТ автодилер – группа Таттранском, владельцем которой является Ильдар Зиннуров. Как рассказывал он в интервью нашему изданию, кредитный портфель в конце прошлого года в этом банке у Таттранскома составлял около 400 млн. рублей и по этим кредитам компания в свое время заложила часть своего имущества – здания и земельные участки. По словам Зиннурова, Таттрсанском, не имея возможности договориться с ВТБ о реструктуризации, был готов к худшему – то есть изъятию этих залогов.

Не менее известен и громкий конфликт между ВТБ и компанией ВАМИН-Татарстан. Здесь позиция банка оказалась еще жестче – буквально две недели назад Арбитражный суд назначил процедуру описи имущества ВАМИНа после того, как компании не удалось договориться с ВТБ о реструктуризации долга в 1,1 млрд. рублей. Причем компании не помогло даже заступничество первых лиц республики.

Каким образом могут отреагировать на эти действия ВТБ другие потенциальные заемщики в Татарстане? Не начнут ли искать банки, где настроены более вегетариански по отношению к своим должникам?


Справка

Компания АКОС работает на рынке с 1991 года. Специализация - продажа, сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей (автосервис), поставка необходимых запасных частей для всей гаммы продаваемых нами автомобилей, магазины автоаксессуаров, шин, дисков, и т.п, розничная торговля горюче-смазочными материалами.

Компания АКОС является официальным дилером многих российских автопроизводителей - ОАО "ГАЗ", ОАО "Русавтобуспром" (Автобусы ПАЗ, Автобусы КАВЗ, Автобусы ГоЛаз, Автобусы ЛиАЗ), украинского ПО "АвтоЗАЗ" и многих знаменитых иностранных производителей - NISSAN, HYUNDAI, KIA, SUZUKI, UzDAEWOO, FIAT, SSANGYONG, YAMAHA, BALTMOTORS.

Ежегодно компания продает более 5000 автомобилей. Автосалоны расположены в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске. В Казани действуют три крупнейших технических центра по обслуживанию и ремонту автомобилей (автосервисы) иностранного и российского производства и склад запасных частей для них.

"Бизнес онлайн"

09.03.2010