Как мы пытались купить техосмотр

Можно ли сегодня купить талон техосмотра? Мы решили проверить это на практике и наглядно убедились: можно

Новую систему техосмотра создавали, во-первых, чтобы облегчить жизнь автомобилистам, а во-вторых, чтобы избавиться от порочной практики, когда заветные талоны вешались на лобовые стекла откровенно неисправных автомобилей — за определенную плату, конечно. А что теперь? Мы решили на собственном опыте проверить, насколько трудно теперь пройти техосмотр, а заодно выяснить — действительно ли сегодня нельзя купить талончик? Легенда такая: есть автомобиль Ford Focus 2005 года выпуска, который после долгого простоя нужно перегнать в другой город, но ни техосмотра, ни страховки нет. Проверять, сработает ли наша легенда, будем на авторынке — здесь больше всего страховых агентов.

Но сначала давайте в теории изучим новую систему техосмотра. Если раньше водитель сначала покупал полис ОСАГО, а затем проходил технический осмотр (оба документа - и полис, и талон - автомобилисту нужно было возить с собой), то теперь порядок изменился: сначала предоставляешь машину на диагностику и получаешь документ и только затем отправляешься оформлять страховку. Причем за отсутствие талона техосмотра больше не штрафуют! Наказывают только за отсутствие ОСАГО... Отсюда возникает логичный вопрос: а можно ли купить полис, не посещая станцию диагностики? Считается, что нельзя, о чем неоднократно заявлял «Российский союз автостраховщиков» — организация, на плечи которой и возложили контроль за техосмотром по всей стране.

Интересно, что первыми «обходную схему» придумали ловкие юристы самих страховщиков. Сперва механизм обкатал «Росгосстрах» при поддержке ЗАО «Техосмотр»: клиент, приходя в офис страховой компании, платит за прохождение диагностики, получает незаполненный (а следовательно, недействительный) талончик, а следом — и полис ОСАГО. Правда, водитель оставляет расписку, что обязуется посетить станцию ЗАО «Техосмотр». Но кому нужна эта расписка, если страховка на руках, а талоны сотрудники ГИБДД не проверяют? Про то, как поступит страховщик, когда произойдет ДТП и настанет время выплачивать деньги за машину, которая техосмотр так и не прошла, «Росгосстрах», конечно, умалчивает.

Естественно, приехав на авторынок и подходя к веренице микроавтобусов с логотипами страховых компаний, мы первым делом выбрали «Росгосстрах».

- Нет, так дело не пойдёт! — внезапно огорошила нас девушка из «Росгосстраха», выслушав придуманную легенду. — Давайте показывайте машину, тогда оформлю документы.

Нет проблем! Наш «Фокус» выглядит вполне прилично, но технические проблемы есть: не горят несколько лампочек, включая ближний свет, плохо держит ручник, а посреди стекла расползлась трещина... На станции диагностики с такими «косяками» талона не получишь.

- Хорошая машинка, можно оформлять, — бодро сообщила страховщица, едва взглянув на автомобиль.

- Вот только брызговиков нет и лампочки перегорели...

- Я вам талон и полис выпишу, но вы перед диагностикой уж постарайтесь — приведите машину в порядок. Хорошо?

Обещаем, что непременно устраним все неисправности и на диагностику поедем на вымытом и отремонтированном автомобиле, с опасением посматривая (вдруг передумает?), как барышня оформляет документы. Готово! Полис ОСАГО получен, а недействительный талон можно засунуть куда подальше: кому он теперь нужен? Итого — 700 рублей плюс стоимость страховки и ближайшие 12 месяцев можно ездить совершенно спокойно.

А что другие компании? Прогулявшись по авторынку, делаем второй заход, но неудачно — страховщики оказываются честными и отказываются продавать полис без талончика. Зато охотно предлагают такой вариант:

- Мы вам дадим адрес фирмы, где вы совершенно спокойно пройдете техосмотр, а потом приедете к нам за полисом. Тут недалеко!

- А если не пройду?

- Если машина нормальная, пройдете. И потом мы позвоним, чтобы вас встретили и не было проблем... Устраивает? Еще и скидочку организуем!

Мы пообещали подумать, но стало совершенно понятно: пусть схема более замороченная, чем у «Росгосстраха», зато по звонку от страхового брокера есть все шансы без проблем получить действительный талончик.

Снова отправляемся на прогулку, разглядывая выставленные на продажу машины, чтобы не примелькаться страховщикам, как встречаем паренька в жилетке «Оформление КАСКО, ОСАГО на месте». Начинающий бизнесмен даже не дослушал нашу легенду:

- Давайте документы, сейчас оформим полис.

- Нет, парень, ты не понял, у нас техосмотра нет.

- Все я понял! Думаете вы одни здесь такие ходите, кому неохота на диагностику ехать? Сейчас выпишу полис, а техосмотр все равно никому не нужен...

- Ну как не нужен, у вас же система, куда номера талонов вписываются, проверки разные...

- Это все ерунда! Ну что, полис оформлять будем?

Мы, признаться, подумали, что это самодеятельность отдельного брокера, но еще две страховых компании тоже были не прочь выписать страховку без предъявления талона, тем самым подтвердив: единой базы данных у страховщиков по-прежнему нет.

В итоге получается следующее. Купить техосмотр можно. И даже проще, чем при старой системе! Раньше владельцу неисправной машины нужно было найти «нужного человека» и заплатить 3-5 тысяч рублей (что по карману далеко не каждому владельцу автохлама), а теперь — совершенно законно отдай 700 рублей и спокойно катайся. Не хочешь платить 700 рублей? И не надо! Просто поговори по душам со страховщиком или найди ушлого брокера и получишь полис ОСАГО — читай, пропуск на дороги общего пользования — без всяких талонов. Так что официально заявляем: новая система техосмотра не работает. Хотя, справедливости ради, мы проехались по диагностическим центрам и посмотрели, насколько трудно получить талончик официально. Что из этого получилось? Расскажем в следующем материале.