Lada Kalina 2: двойка с плюсом

«

У некоторых моих коллег, присутствовавших на первом тест-драйве Lada Kalina 2 – новой надежды АвтоВАЗа, – тестовый экземпляр дал сбой. У меня же поломки не случилось, все обошлось скрипом переднего пассажирского сиденья и свистом, доносившимся из подкапотного пространства, природу которого тольяттинские специалисты сходу установить не смогли.

»

Lada Kalina 2: двойка с плюсом

Универсал с ручной коробкой я разогнал до 176 км/ч, что на 4 км/ч меньше паспортной скорости, а версия с АКП согласилась раскочегариваться только до 165 км/ч – на 10 км/ч меньше заявленной…

Доля В«жигулейВ» на нашем рынке неумолимо падает, и причина – не только в росте популярности зарубежных брендов, но и в сокращении реализации продукции АвтоВАЗа. В прошлом году Lada потеряла в продажах 7% относительно 2011-го, в первом квартале нынешнего года отрицательная динамика составила 2% – сыграли свою роль скидочные акции на машины, произведенные в прошлом году. И если 2012-й Kalina закончила на третьем месте (119 890 шт.), имея -16%, то по итогам первого квартала 2013-го потеряла одну позицию, а динамика составила уже -30%. Короче говоря, совершенно очевидно, что модель давно нуждается в обновлении.

Только вот насколько действенными могут быть самые серьезные шаги, если в России субкомпактные хэтчбеки (и уж тем более универсалы) непопулярны в принципе и после того как с производства сняли седан Kalina (и начали выпускать Granta с этим типом кузова), единственным козырем В«ягоднойВ» машины, по большому счету, осталась цена?

Собственно, собираясь на тест рестайлинговой версии Kalina, я мучился единственным вопросом: лучше окажется новинка, чем Nissan Almera, или хуже? Сразу скажу: В«жигульВ» мне пришелся по душе меньше чем бюджетный японский седан, который, к слову, и собирают здесь же, в Тольятти. Kalina 2, в моем понимании, не дотягивает до Almera ровно на 105 000 руб., которые и составляют разницу в базовых ценах моделей.

Для начала – о ключевых изменениях. Платформа машины осталась прежней, но экстерьер стал заметно свежее. Так, спереди Kalina 2 получила новые фары, бампер, решетку радиатора, оформление В«противотуманокВ», а вот передние крылья позаимствовали у В«паровозикаВ» продаж – модели Granta. От нее же на Kalina 2 перешла деформируемая передняя зона безопасности, из-за чего вперед В«уехалВ» радиатор – на 37 мм, а передний свес стал длиннее на 60 мм. Свои краш-тесты вазовцы уже провели, на вопрос же о тестах, проводимых по методике Euro NCAP, отвечают: рассчитываем на твердые три звезды. По агрегатной части: прежним остался 8-клапанный мотор, развивающий 87 л.с., составляющий основу комплектаций В«СтандартВ» и В«НормаВ». Для исполнения В«ЛюксВ» предназначены два 16-клапанных мотора. Один из них – это, опять же, старый В«калиновыйВ» двигатель с увеличенной до 106 л.с. мощностью, второй – его В«братВ», взятый от Granta, но вместе с японской 4-ступенчатой автоматической коробкой Jatco. Этот мотор показывает отдачу в 98 л.с. Подвеска задняя – такая же, как и на прежнем хэтчбеке Kalina Sport (куда она попала, опять же, с Granta) – обусловливает микроскопическое изменение колесной базы. У обычных версий первой Kalina база составляла 2470 мм, у Kalina Sport – 2476 мм. У новой машины с В«грантовскойВ» подвеской колесная база, соответственно, В«устаканиласьВ» на 2476 миллиметрах. Итак, исполнение с АКП. Японский агрегат в четыре ступени поначалу вызвал у меня некоторые затруднения. Поскольку с Granta я, признаться, дела не имел, то несколько минут упорно думал над кнопкой с надписью O/D, размещенной чуть выше селектора. Нехитрое over drive не сразу пришло на ум: фактически, отключение верхней (единственной повышающей) ступени вполне себе можно рассматривать как некую замену спортивного режима. Интересно, что особенного увеличения расхода горючего я не зафиксировал. Двигаясь по шоссе при двух взрослых в салоне и В«положеннойВ» на пол педали газа психологический порог в 10 л/100 км так и не был превышен.

Обнаружилось, что помимо обычных признаков использования режима с отключенным овердрайвом, вроде перехода на верхние ступени при повышенных оборотах, у Kalina 2 в В«спортивнойВ» программе коленвал раскручивается далеко за красную зону. Так, при езде В«на букве DВ» и полностью нажатой педали газа стрелка тахометра В«отстреливаетВ» у пограничных 5500 об/мин, а при отключенном овердрайве (на приборном щитке горит соответствующая пиктограмма) она достигает 6500 об/мин. В общем, уже через двадцать минут после того как я оказался за рулем В«автоматическойВ» версии, верхняя передача у АКП оказалось выключенной и я очень бодро и не без удовольствия проехал примерно сотню километров, несколько раз зафиксировав на GPS-приемнике скорость в 165 км/ч (по паспорту, универсал с АКП должен развивать 175 км/ч). Быстрее Kalina с АКП ехать не согласилась.

Автоматическая версия озадачила нас свистом, появляющимся из подкапотного пространства. В«СвистетьВ» машина начинает при движении со скоростями выше 100 км/ч, в том случае если водитель задумает сбросить газ. Причем по мере замедления авто свист меняет тон с высокого на низкий, подобно тому как гудят останавливающиеся турбины самолета. Мы обратились к заводским инженерам, присутствовавшим на тест-драйве, и они разошлись во мнениях. Один сказал, что это В«кондиционер меняет режим работыВ», другой утверждал, что так В«шумит масло в автоматической коробкеВ». Кажется, что прав все-таки В«коробочникВ», потому что исполнение с ручной 5-ступенчатой КП побочных шумовых эффектов не допускало. Что же до цены, то официальные данные объявят в течение ближайшего месяца, когда машины с АКП поступят к дилерам. Интересно, что первой обновленной Kalina, сошедшей с конвейера, как раз и была В«автоматическаяВ».

Ручную модификацию с 16-клапанным двигателем (в кузове универсал) мы разогнали до 176 км/ч, что ниже заявленного показателя на 4 км/ч, причем в салоне было четверо. Вообще силовые агрегаты произвели благоприятное впечатление: шумят они умеренно, механизм переключения ручной КП вЂ“ в меру четкий. Хотелось бы более острой настройки педали тормоза – машина начинает замедляться с некоторым запозданием: первые сантиметра три хода педали – фактически В«пустыеВ». Комбинация приборов – оригинальная, но напоминающая ту, что установлена на Granta. Считывается информация неважно. А вот мультимедийная система, В«выражениемВ» которой является 7-дюймовый дисплей touch screen, установленный на центральной консоли, снабжена вполне себе лояльным к пользователю интерфейсом. Подкачало В«бледно-зеленоеВ», в тон к циферблатам тахометра и спидометра, цветографическое исполнение мультимедийки, вызывающее ассоциацию с эргономичными решениями, принятыми у нас на военной технике. Кроме того, козырек, которым снабжен дисплей, совершенно не спасает в солнечную погоду: изображения не видно.

Мультимедийная система с навигацией, заметим, будет доступна в комплектации В«люксВ», к ней же добавят такую набирающую популярность в России опцию, как систему курсовой устойчивости ESC. Ее начнут устанавливать в течение ближайших нескольких месяцев. У водителя будет возможность принудительно отключить ESC, однако по достижении скорости 50 км/ч эта программа автоматически возобновит работу.

В день презентации Kalina 2 произошел один неприятный для разработчиков случай. У одного из моих коллег на вазовском полигоне, где журналистам устроили заезды, заклинило руль. В это время коллега как раз изучал управляемость новинки, огибая очередное условное препятствие. На приборной доске высветилась соответствующая пиктограмма – EPS (Electric Power Steering), сигнализирующая о неисправности электроусилителя. Проблема решилась остановкой и последующим запуском двигателя. Инженеры дали следующий комментарий: такое может произойти, если при полностью открытом газе водитель быстро перекладывает руль из одного крайнего положения в другое. Оказывается, проблема известна и над ней работают. Со своей стороны, скажу, что на полигоне я исправно В«жег резинуВ», объезжая конусы, но на моем тестовом экземпляре ничего не клинило. К слову, от бдительного взгляда моих коллег не ускользнуло, что машины нам на тест выдали из предсерийной партии, снабженные В«обезличеннымиВ» регистрационными номерами, которые дорожная инспекция выдает и по сей день отечественным автопроизводителям.

Что еще?.. Сиденья, оставшиеся от прежней версии Kalina, чрезвычайно неудобны – с короткой, как у плохих азиатских моделей, подушкой, полным отсутствием поддержки. Они рыхлые, как поролон с вышедшим сроком годности.

На полигоне я стал случайным свидетелем разговора двух вазовцев. Один – другому: В«поставь нормальную резину, колеса, амортизаторы, сиденья – вот тебе и цена за 500 тыщ перевалит, только кто будет покупать В«жигульВ» за 500 тыщ»…

Да, видимо немного найдется охотников. Хотя вот пытаются и молодежную аудиторию привлечь, правда, несколько неуклюже пока. Придумали новый слоган для запуска Kalina 2 – В«Полный фаршВ». Свежо, правда? А вот без спиртного решили обойтись: цвет В«ПортвейнВ» изъят из производственной программы. Вспоминается гастрономическая пародия на В«миллион, миллион, миллион алых розВ»: В«фарш невозможно провернуть назад и мясо из котлет не восстановишь»…

Глупо давать советы Президенту АвтоВАЗа Игорю Комарову, но, может быть, Игорь Антольевич, стоило вложиться не в Kalina 2, а в компактный кроссовер на этой же платформе? Во-первых, эта штука уж точно стала бы популярнее субкомпаткных хэтчбека и универсала, а во-вторых, получилось бы не хуже, чем у китайцев с Lifan X60. В том смысле, что скорее вышел бы настоящий автомобиль, чем карикатура на него.

Впрочем, это не шпилька в адрес Kalina 2, которой мы желаем успеха! В конце концов, это рабочие места для тольяттинцев…

Lada Kalina 2 от 324 000 руб.

Автор: Сергей Арбузов