Пошлины на иномарки столкнут россиян лбами

В России ожидается новая волна гражданских выступлений, в связи с повышением ввозных автомобильных пошлин на иномарки, вступившим в силу 12 января этого года. Причем намечаются как протестные митинги, так и акции в поддержку решений правительства. Последние будет организовывать и контролировать партия В«Единая РоссияВ».

Как сообщил глава московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев, митинги протеста пройдут 1 февраля в нескольких городах России, в том числе в Москве, Хабаровске и во Владивостоке.

При этом политики решили использовать настроения граждан в своих целях. О поддержке протестующих уже заявили представили КПРФ. В«Коммунисты будут поддерживать автомобилистов, сейчас у людей настроение бодрое и боевое, и мы намерены добиваться своего цивилизованными способамиВ»,- сказал Канаев.

В свою очередь, на закрытом совещании руководителей В«Единой РоссииВ» с региональным активом, обсуждали, как направить энергию народа на В«мирные целиВ», а именно – на поддержку правительственного курса.

В частности, главный идеолог В«ЕРВ» замглавы администрации Президента РФ Владислав Сурков призвал использовать уличные акции, как В«неординарные мерыВ» для преодолений последствий кризиса, пишет газета В«КоммерсантъВ». В Кремле с тревогой восприняли решение коммунистов выходить на улицы и поддерживать протестные акции, и, возможно, уже на будущей неделе по всей стране прокатится встречная волна акций В«Единой РоссииВ» в поддержку отечественного автопрома. Поднять рабочих, которые заняты на производстве российских автомобилей, единороссам будет не сложно: в Нижнем Новгороде, Калининграде, Самаре и Тольятти, Ленинградской области растет обеспокоенность рабочих завтрашним днем. Единороссы лишь направят эту обеспокоенность в нужное русло.

Дальнему Востоку и тем, кто остался недоволен повышением пошлин на иномарки, подкинут идею организации производства автомобилей на их территории. В«Мы готовы дать все льготы даже иностранным машиностроителям, японцам, корейцам, путь только строят у нас и привлекают наше население для работыВ»,— заявил В«КоммерсантуВ» источник в партии. Эта идея, по мнению единороссов, должна отвлечь митингующих от протестных настроений.

По мнению Суркова, если народ и хочет выйти на улицы и отстаивать свои права, надо вывести их под знаменами В«Единой РоссииВ». Никакого ноу-хау в этом решении нет, это старый политический принцип – если не можешь противостоять движению, возглавь его.

Напомним, что именно при поддержке (прямому указанию, административному ресурсу – выбирайте по вкусу) В«ЕРВ» сразу после подписания постановления правительства о новых ставках пошлин на импортные автомобили, на ведущих российских завода В«АВТОВАЗВ», В«ГАЗВ» и В«УАЗВ» митинги по принципу В«одобрямсВ» уже проводились.

Людей выстраивали колоннами прямо в цехах с плакатами В«Развалишь автопром, не наплачешься потом!В» и В«Правительство мы с тобой!В». Вероятно, для будущих уличных акций также будут привлекать рабочих этих заводов.

При этом официальная позиция профлидеров отечественного автопрома совпадает с мнением руководства страны. Председатель Центрального комитета профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (куда входят профсоюзы большинства отечественных автокомпаний) Андрей Фефелов убежден, что рвение В«единороссовВ» вполне совпадает с желаниями работников автопрома. « принципе профсоюзные организации первыми решили поддержать свои предприятия и партийцы в этом случае решили присоединиться к рабочимВ»,- говорит Фефелов. Он заметил, что в условиях кризиса нужно защитить нашу автопромышленность и рабочие, скорее всего, положительно отреагируют на очередную инициативу.

Однако председатель Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергей Храмов убежден, что подобные инициативы политиков весьма опасны.

По его словам, ситуация на заводах сейчас крайне напряженная. В«Предприятия работают лишь два-три дня в неделю. Зарплаты низкие и об их повышении никто теперь даже не говорит. В таких условиях добровольно выйти в защиту действий правительства никто не захочетВ», – замечает он. Меж тем, Храмов не исключает, что по российским регионам действительно могут пройти акции, но людей на них выведут руководители автопредприятий в В«рабочемВ» порядке. В«Это будут так называемые В«директорские забастовкиВ», в которых инициаторами являются не сами рабочие и профлидеры, а руководители цехов и администрация заводовВ», – пояснил он.

Не приведут ли действия В«Единой РоссииВ» к противостоянию среди групп населения? На вопрос обозревателя КМ ответил директор Центра политической информации Алексей Мухин:

— В этом решение видно явное стремление власти превратить социальную напряженность в обществе в конфликт определенных социальных групп внутри самого общества. То есть претензии к решениям правительства перевести в русло претензий одной группы людей к другой. При таком раскладе, правящая партия будет выглядеть как некий миротворец, то есть имиджевые издержки будут минимальны. Если КПРФ как раз пытается придать готовящимся акциям вид социального протеста против власти, то В«ЕРВ» делает довольно грамотный ход – население выйдет на улицы под лозунгами борьбы за свое личное благосостояние.

В принципе, у В«ЕРВ» уже был опыт подобной идеологической борьбы. Вспомните, в какой балаган движения В«НашиВ» и В«Идущие вместеВ» превращали любые политические инициативы.

Конечно, акции автомобилистов сложно – или даже невозможно – превратить в балаган. Я все-таки считаю, что за противостоящими группами граждан стоят не политики, а экономические структуры. Например, акции на Дальнем Востоке проходят при прямом участии владельцев В«перегонногоВ» бизнеса и даже криминальных структур. То есть ситуация вокруг пошлин – это не просто настроения отдельных граждан, это хорошо организованные, профессиональные, профсоюзные выступления. Сам факт возобновление социальной активности вызван тем, что власти упорствуют в сохранении повышенных пошлин на импортные автомобили.

Если для Центральной, Западной России, даже для Сибири это не столь актуально, то, понятно, что для Дальнего Востока – это вопрос выживания.

На мой взгляд, решение правительства нужно реструктуризировать. То есть оставить повышенные пошлины для центральной части России, а для населения Приморья сделать исключение. Я думаю, что компромисс – это единственно верный путь. В противном случае протесты будут множиться. От пошлин они перекинутся на другие темы. И все больше оппозиционных сил будут находить применение своим лозунгам среди протестующих.

Нина Сергеева

Autoban